logo

Искатели «СКЛАДА»


Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью воспитатели учат ребят читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки. Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению. Пользуясь кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать.
Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним. Кубики и таблицы поются. Отслеживание песен глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке. Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.
Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.
Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а педагог будет много раз «озвучивать» кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.
В МБ ДОУ №13 педагог в торой младшей группы Азизова Р.А. активно использует методику Зайцева на своих занятиях. Дети с огромным удовольствием и интересом осваивают навыки чтения, счета с помощью кубиков Зайцева. Ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.